Расписка в получении денежных средств за квартиру
После регистрации недвижимого имущества, очень важно иметь на руках особый документ, который будет подтверждать операцию, - это расписка в получении денежных средств за квартиру.
Верно оформленная расписка в получении денег за квартиру предназначена в качестве гарантии об успешном завершении сделки. То есть, в том случае, если продавец недвижимого имущества будет утверждать, что средства не были получены, то покупатель при судебном заседании в качестве защиты собственных прав может предъявить расписку. Исходя из этого, расписка в получении денежных средств за квартиру обеспечивает честность при продаже квартиры.
Как правильно оформить расписку?
Помимо таких расписок, как кредитная и вексельная, существует расписка, которая применяется при продаже недвижимого имущества. Однако очень важно правильно оформить расписку о получении оплаты за квартиру, поскольку допущение ошибок может сделать данный документ недействительным.
В момент составления договора купли-продажи, участвующими сторонами заключается соглашение, в котором сказано, что одна сторона обязуется передать недвижимое имущество, а другая сторона, то есть покупатель, берет на себя обязательства выплатить оговоренную сумму. Но передача прав собственности осуществляется только в период государственной регистрации. Однако при регистрации в реестре не фиксируется факт получения и передачи денежных средств при продаже квартиры.
Поэтому такая ситуация позволяет недобросовестным продавцам или мошенникам потребовать от покупателя оплату вторичной суммы, или же применить к покупателю штрафные санкции, которые указаны в договоре купли-продажи. Именно поэтому покупателю необходимо правильно оформить расписку в качестве подстраховки.
Чтобы при продаже расписка была актуальна нужно правильно ее оформить. Образец расписки должен быть составлен по следующим этапам:
- Документ должен быть составлен в письменном виде. То есть, расписка должна быть написана от руки на чистом листе бумаге, желательно шариковой ручкой. При этом, если писать другими средствами (карандашом, маркером и т. д.), то образец может быть признан недействительным.
- Заполнение. Должен быть написан рукой той стороны, которая передает недвижимость в собственность покупателю. Заполненная расписка продавцом будет выступать неоспоримым доказательством о получении денег при продаже квартиры. Ведь в качестве доказательства будет выступать не только информация, содержащаяся в документе, но и почерк, подлинность которого можно будет доказать при помощи графологии. Однако, что касается расписки, распечатанной на компьютере, то ее подлинность далеко не всегда удается доказать покупателю.
- Заверение. Безусловно, чтобы бумага имела юридическую силу, ее необходимо нотариально заверить. Печать и подпись нотариуса позволят в полной мере обезопасить покупателя. То есть, если недобросовестный продавец решил, что сможет оставить покупателя без денежных средств и недвижимости, то нотариально заверенная расписка сводит на «нет» такие противоправные действия.
Содержание расписки в получении денег за квартиру
Согласно действующему законодательству, расписка должна быть написана на чистом листе бумаги. И поскольку строгих требований к самой бумаге нет, тем не менее, не рекомендуется составлять документ, на быстро портящихся образцах бумаги. При продаже квартиры данные о получении средств, как выше было сказано, заполняется продавцом. При этом образец будет считаться правильно заполненным, если в нем содержится информация в определенном порядке, а именно:
- Заголовок документа.
Первым делом пишется заголовок, который раскрывает сущность документа, например, «Расписка о получении денежной суммы за недвижимое имущество (дом, квартиру и т. д.)».
- Указание сторон.
В документе обязательно должна содержаться информация о сторонах, которые участвуют в сделке, то есть инициалы (желательно полные паспортные данные).
- Реквизиты сделки о передаче имущества.
В данном документе нужно указать причину, которая служит для передачи денежных средств продавцу жилого недвижимого имущества. Но также важно указать, за какую именно недвижимость были переданы продавцу средства.
- Указание суммы передачи.
В бумаге должно быть указано, какая сумма была передана продавцу (желательно указать цифрами и словами), а также в какой валюте.
- Назначение переданной денежной суммы.
Вне зависимости от того, за что именно передаются деньги (залог, полная оплата за квартиру и т. д.), ни в коем случае не нужно соглашаться на уловку продавца, написать сумму сделки ниже фактической. Ведь в таком случае покупатель может заплатить больше положенного, а также это может приравниваться к финансовому преступлению, согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации.
- Роспись продавца.
Роспись служит в качестве подтверждения всей вышеуказанной информации.
Что нужно учитывать?
При составлении такой бумаги нужно, в первую очередь, помнить, что от правильности соблюдения всех требований напрямую зависит ее действительность. Так, если порядок составления нарушен, то бумага может быть признана недействительной.
Кроме того, стоит учесть, что участвовать в составлении могут только дееспособные лица. Если подобное обязательство было взято с недееспособного лица, то оно будет считаться недействительным. Немаловажную роль играет и заключение с ограниченно дееспособным лицом. При взятии письменного обязательства с такого лица необходимо согласие его опекуна.
Поэтому перед тем, как оформлять сделку, нужно в обязательном порядке удостовериться в дееспособности лица. Лучше всего заранее навести справки медицинского характера, которые бы свидетельствовали о нормальном состоянии лица и об отсутствии решения суда о признании его недееспособным гражданином или ограниченно дееспособным.
Правильно составленная расписка о передаче денежных средств, позволит покупателю приобрести себе жилую квартиру, не опасаясь неприятных мошеннических схем.
ПОМОГЛА ЛИ ВАМ БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА?